История пикапа Ford F-серии: от модели TT до наших дней
Обзор по поколениям истории самого продаваемого авто в Америке.
Популярность авто Ford F-серии нельзя назвать случайностью. Созданный более столетия назад, он заслужит свое почетное место среди топовых автомобилей Америки, благодаря прочным ценностям и постоянным инновациям. Вначале он работал от простенького двигателя V-8, затем у модели появилась передняя подвеска Ford Twin-I-Beam, а относительно недавно грузовик смог похвастаться первым в отрасли алюминиевым кузовом и более компактными двигателями с турбонаддувом.
От первого грузового Model TT, выпущенного в 1917, до современных роскошных четырехдверных пикапов с кожаным салоном – мы предлагаем краткий экскурс в историю знаменитой F-серии от Ford.
Скромное начало: пикап Model TT

Грузовик Model TT вышел в июле 1917 года, через 9 лет после того как автомобиль Model T поставил Америку (да и весь мир) на колеса. Model TT получил от предшественника кабину и двигатель с более крепкой рамой. Грузовик мог похвастать полезной нагрузкой в 1 тонну и множеством сторонних конфигураций пикапа. В первый год компании Ford удалось продать 2019 таких автомобилей, прося с покупателей по $600 за штуку.
Версия автомобиля Model T с кузовом грузовика присоединилась к модели TT уже в 1925 году и ознаменовала тем самым начало эпохи грузовиков Ford заводской сборки. А спустя чуть более десятка лет после дебюта легендарного грузовика, в 1928 году компания достигла отметки в 1,3 млн продаж своих грузовиков Model TT. Последующие грузовые авто Model AA и BB пошли по тому же пути успеха.
Пикап Ford Model 50 1935 года (1935-1941)

Пикап Model 50 от Ford разделил многие дизайнерские решения с легковыми авто того же 1935 года производства. Грузовик Model 50 работал исключительно от прославленного фордовского двигателя V-8 с плоской головкой. В 1941 году производство этой успешной модели было приостановлено в связи с переориентацией производственных мощностей Ford на военные нужды. Но к этому времени компания успела выпустить уже более 4 млн своих грузовиков.
Первое поколение грузовиков Ford F-серии (1948-1952)

После Второй Мировой Ford начали работу над следующим поколением своих гражданских грузовиков F-серии, так называемых «Bonus Built». Они разнились по размерам и характеристикам от полутонного пикапа F-1 до огромного F-8, и эта линейка ознаменовала начало стратегии Ford по созданию широкого модельного ряда грузовых авто.
Второе поколение (1953-1956)

Грузовые авто F-серии второго поколения знаменуют появление их классического винтажного дизайна. Бывший F-1 становится F-100, модели F-2 и F-3 Ford объединяют в линейку F-250, а F-4 превращается в F-350. Модели с большей грузоподъемностью были отданы в работу новосозданному подразделению компании Ford по производству коммерческих грузовых автомобилей.
Теперь в грузовиках Ford начали появляться некоторые удобства, как козырьки от солнца, плафон, подлокотники и автоматическая коробка передач – опционально. А прославленный двигатель V-8 с плоской головкой был заменен двигателем V-8 с верхним расположением клапанов в 1954-м.
Третье поколение (1957-1960)

Третье поколение (1957-1960)

В 1959 году полный привод для Ford F-серии становится заводской опцией.
Четвертое поколение (1961-1966)

Хоть вышедший в 1961 году грузовик четвертого поколения имел традиционную ось с неразрезным мостом, в конце концов, в 1965 году он получил прославленную подвеску Форда Twin-I-Beam. Новая конструкция подвески, доступная на моделях с двухколесным приводом, продвигалась среди некоммерческих пользователей с рекламным слоганом «Управляется, как легковушка, работает, как грузовик».
Несмотря на эффективность и прочность подвески Twin-I-Beam, которая может служить десятилетиями, некоторые владельцы пикапов жаловались на то, что она ускоряет изнашивание шин из-за свойственных ее конструкции изменений развала.
Первая заводская 4-дверная кабина сошла с конвейера в 1065 году и была доступна лишь в комплектации F-250, продававшейся по спецзаказу. Топовый Ranger был выпущен в 1966 году и мог похвастать гидроусилителем руля, усиленными тормозами, кондиционером и ковровым покрытием.
Пятое поколение (1967-1972)

Грузовик F-150 пятого поколения демонстрирует первые намеки на черты дизайна, которые останутся у F-серии еще на пару десятков лет. Его украшает надпись FORD печатными буквами и решетка радиатора с интегрированными фарами, а кабина пикапа стала шире почти на 4 дюйма.
Шестое поколение (1973-1979)

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущим Ford F-серии, грузовик шестого поколения получил редизайн решетки радиатора, габаритные огни над фарами и канавку вдоль всего кузова, в которой разместились боковые габариты.
Модель Club Cab вышла на рынок в 1974 году, предлагая пользователю опционально пару обращенных к центру откидных сидений либо же небольшое многоместное сиденье со складываемой нижней подушкой. А вот Ford F-150 впервые увидел мир в 1975 году. И хоть вскоре он обошел F-100 по популярности, его предшественник F-100 был доступен покупателю до 1983 года.
В 1978 году в максимальной комплектации начали предлагаться прямоугольные фары, а в 1979 они стали базовыми.
Седьмое поколение (1980-1986)
Компания Ford объявляет свои грузовые авто F-серии седьмого поколения «первыми новыми грузовиками 1980х», делая в их дизайне упор на аэродинамику и новый, более комфортный интерьер.
Несмотря на то, что компании удалось продать 173 050 единиц своего F-150, его предшественник F-100 все же нашел 133 590 собственных покупателей, 73% из которых сделали выбор в пользу фордовского 6-цилиндрового двигателя с однокамерным карбюратором и объемом в 300 куб. дюймов, который был способен развивать мощность в 117 л.с. и крутящий момент в 223 фунт-фута (302 Н-м).
В итоге F-150 заменяет F-100, становясь базовой моделью F-серии к концу 1983-го.
Восьмое поколение (1987-1991)

Отмечая свое 50-летие, Ford F-150 получил в 1987 году несколько свежих обновлений. Среди них: фары заподлицо, обновленная плоская решетка радиатора и округлые колесные арки, а вдобавок – усилитель руля, усиленные тормоза и задняя антиблокировочная тормозная система, которые сейчас входят в стандартную комплектацию.
Базовый 6-цилиндровый двигатель на 300 куб. дюймов был усовершенствован и получил впрыск топлива, что дало возможность увеличить его мощность до 145 л.с. и крутящий момент – до 265 фунт-футов (359 Н-м), что всего на 5 фунт-футов менее, чем у двигателя V-8 на 5,0 л.
Восьмое поколение (1987-1991)

Компания Ford хотела привнести немного энергии в свою F-серию и выпустила модель Nite Edition для грузовика F-150 1991 модельного года. Пикапы F-150 Nite Edition были выпущены как полноприводные XLT Lariat, но в черном цвете, и продавались исключительно с обычной кабиной. Стандартная комплектация включала 5,0-литровый двигатель V-8, хотя 351 Windsor от Ford также был доступен опционально.
Девятое поколение (1992-1996)
Редизайн пикапов F-серии 1992 года проявился в более мягкой, аэродинамичной форме передней панели и капота. Модель Nite Edition возвращается еще на годик, а уже в 1995 авто F-серии превосходят знаменитый Volkswagen Beetle (Жук), становясь самыми продаваемыми в мире. Хотя «Жук» все же сохраняет за собой это звание среди легковых авто.
Девятое поколение (1992-1996)

Компания Ford замахнулась еще выше со своим F-150 SVT Lightning 1993 модельного года. Этот спортивный пикап поставлялся исключительно в конфигурации с одинарной кабиной и короткой базой, исключительно в красном или черном цвете. Новинка работала от 5,8-литрового (351 куб. дюймов) двигателя V-8 с мощностью в 240 л.с. и крутящим моментом в 340 фунт-футов (460 Н-м).
Десятое поколение (1997-2003)

F-150 получил самый серьезный редизайн за последние более чем 10 лет. Также он стал своего рода тотемом того момента, когда компания решила ориентировать свои пикапы F-150 на обычного потребителя, а F-250 и F-350 Super Duty оставить для коммерческих пользователей и компаний по грузоперевозкам. Новый, более обтекаемый и аэродинамичный F-150 получил облегченное шасси и торсионную подвеску вместо старой-доброй фордовской Twin-I-Beam.
Десятое поколение (1997-2003)

Несмотря на возвращение SVT Lightning еще в 1999 году, по-настоящему успешным он стал в 2001. С мощностью в 380 л.с. и крутящим моментом в 450 фунт-футов (610 Н-м) он был самым мощным серийным пассажирским авто, продаваемым в США на то время. Испытания показали, что он способен разгоняться до 100 км за 5,2 секунды и достигать максимальной скорости в 227 км/ч, что делало его одним из самых быстрых грузовиков того времени. Стартовая цена модели составила $32,460.
Одиннадцатое поколение (2004-2008)

Ford F-серии 11-го поколения, вышедший в 2004 году, стал крупнее и снова получил редизайн, который еще больше был сфокусирован на комфорте и удобстве пользователя. Новый пикап имел увеличенную стандартную или расширенную кабину (опционально), отличался более объемным багажным отделением и увеличенным пространством для пассажиров.
Таким образом компания еще сильнее позаботилась о покупателях, которые приобретают пикапы в качестве основного авто. Потребители, в свою очередь, отдали производителю должное за его старания: продажи грузовиков F-серии, в т.ч. и Super Duty версии, достигли рекордной отметки в 939 511 заказов.
Двенадцатое поколение (2009-2014)

Для F-150 2009 модельного года Ford многое позаимствовал у своих грузовиков Super Duty. Выпущенные годом ранее, пикапы Super Duty завоевали большую популярность, поэтому производитель решил придать и своим F-150 немного сходства с собратьями, чтобы сделать их более привлекательными для покупателя.
Решетка радиатора стала еще более выдающейся и заметной, фары – агрессивнее, а дизайн пикапа F-150 в общем – более грубым и угловатым. Таким образом, модель отошла от обтекаемых, аэродинамичных форм, присущих ее прошлым поколениям, вдобавок получив новую коробчатую раму для повышения торсионной жесткости.
В 2011 году Ford выпустили для своих грузовиков новый 3,5-литровый двигатель V-6 с двойным турбонаддувом. Также была представлена комплектация Platinum, ориентированная на покупателей люксового сегмента – это пикапы на 20-дюймовых хромированных колесах с эксклюзивной радиаторной решеткой, шикарной кожаной отделкой салона, сиденьями с функцией подогрева и вентиляцией салона.
Двенадцатое поколение (2009-2014)

F-150 SVT Raptor 2010 модельного года поставил на уши весь мир грузовых авто. Главное преимущество пикапа Raptor, в отличие от предыдущих SVT, скрывалось не под его капотом, а заключалось в прочной, готовой к бездорожью длинноходной подвеске. Подвеска спереди из крепких литых алюминиевых нижних рычагов и амортизаторов Fox Shox Racing на всех четырех углах могла похвастать ходом спереди на 11,2 дюйма и сзади – на 12,1 дюйма.
Ранние версии грузовика поставлялись с 5.4-литровым двигателем Ford SOHC V-8, обладающим мощностью в 320 л.с. Но намного больше внимания заслужила комплектация Raptor, выпущенная позже, с 6,2-литровым двигателем V-8 на 411 л.с.
Двенадцатое поколение (2009—2014)

Tremor 2014 модельного года завершил линейку special-edition пикапов F-150 перед выходом новой модели с алюминиевым кузовом в 2015 году. Он оснащался фордовским 3,5-литровым двигателем V-6 с двойным турбонаддувом для большей эффектности и привлекательности, а не традиционным V-8.
По сути, Ford Tremor 2014 – это тот же F-150 с обычной кабиной для тех, кто все еще испытывает легкую ностальгию по спортивным грузовикам из прошлого. Покупатели здесь могут сделать выбор в пользу задне- или полноприводной версии, в любом случае получая 20-дюймовые колеса, «обутые» во всесезонные шины Scorpion от Pirelli.
Справиться с ездой по бездорожью помогает задний дифференциал с электронной блокировкой 4,10:1 – он доступен как на задне-, так и на полноприводной модели. На испытаниях Tremor продемонстрировал достойные 0,75 г бокового сцепления, а вот разгон до 100 км за 6,0 секунд оставил его наравне с остальными грузовиками F-150, которые оснащались тем же двигателем V-6 с двойным турбонаддувом.
Тринадцатое поколение (2015-2020)

В 2015-м F-150 получил преимущественно алюминиевый корпус поверх стальной рамы. Благодаря этому новый кузов стал более легким и при этом более устойчивым ко ржавчине. Ford F-150 13-го поколения стал первым пикапом, получившим пять звезд в рейтинге безопасности NHTSA. И да, грузовики F-серии, включая и тяжелую серию Super Duty, остаются самыми продаваемыми авто в США.
Тринадцатое поколение (2015-2020)

Первый F-150 Raptor оказался не самой удачной моделью, но Ford ловко справились с давлением, выпустив обновленный Raptor 2.0. Работающий от двигателя V-6 с двойным турбонаддувом и мощностью в 510 л.с., новый F-150, ориентированный на бездорожье, попал покупателям прямо в сердце. Не просто пикап-внедорожник, Raptor 2.0 – это полнофункциональное ежедневное вождение и превосходная надежность на протяжении 64 000 км, как показали долгосрочные тесты.
Тринадцатое поколение (2015-2020)

Компания Ford выпускает несколько косметических обновлений для своего F-150 2018 года, а также несколько новых дизайнов для колес. Но действительно важные обновления кроются под капотом: новый двигатель V-6 на 3,3 л с прямым впрыском приходит на замену устаревающий 3,5-литровый V-6, который был базовым для грузовиков.
Плюс, после нескольких лет слухов F-150 наконец все же получает свою первую полутонную дизельную версию. Основанный на турбодизельном 3,0-литровом Lion V6, новый двигатель получил множество модернизаций, направленных на его оптимизацию для использования на гражданских грузовиках.
Четырнадцатое поколение (2021-…)

Самый продаваемый в США пикап выглядит знакомо, но все же по-новому. Однако главные изменения, коснувшиеся F-150 в 2021 году, находятся у него внутри. Так, теперь F-150 приобщается к Ram 1500, получая 12-дюймовый сенсорный дисплей, но также он может похвастать таким обновлением, как рычаг переключения передач, который убирается, превращая центральную консоль в компьютерный столик.
От модели 2020 года остались 5 опций двигателей, в том числе 5,0-литровый V-8 и четыре варианта V-6: два двигателя с двойным турбонаддувом на 2,7 и 3,5 л, турбодизель на 3,0 л и 3,3-литровый атмосферный двигатель.
Ford F-150 PowerBoost

Гибридная трансмиссия с электрическим двигателем разместилась между двигателем V-6 и 10-ступенчатым автоматом – такой моделью PowerBoost пополнился модельный ряд пикапов F-150. Гибридные версии работают от 3,5-литрового двигателя V-6 с двойным турбонаддувом и в стандартной комплектации поставляются с задним приводом, хотя полноприводные модели также доступны.
Ford F-150 Lightning

Ford F-150 становится электрическим! Производитель использовал самые передовые разработки в своем первом полностью электрическом пикапе, дизайн которого крайне схож с текущим F-150 14-го поколения. Lightning продается исключительно как полноприводная модель, и благодаря более низкому центру тяжести, а также большой снаряженной массе управляется лучше чем когда-либо ранее.
Ford F-150 Raptor

Ford Raptor возвращается! И снова, модель работает от двигателя V-6 с двойным турбонаддувом и мощностью в 450 л.с. Однако в 2023 году все изменится с запланированным выходом Ford F-150 Raptor R, который будет оснащаться 5,2-литровым V-8 с мощностью в 700 л.с. и обещает составить серьезную конкуренцию 702-сильному пикапу 1500 TRX от Ram.